Основной прием коучинга, это диалог консультанта со своим клиентом. Во время этой беседы, коучер задает вопросы и внимательно выслушивает ответы. При правильном выстраивании вопросов, человек, отвечая на них, раскрывает свой потенциал. Он многое узнает о себе. Коучер, если он мастер высокого класса, может даже не давать советов. Клиент, отвечая на поставленные вопросы самостоятельно приходит к решению своих проблем. У него, как бы спадает с глаз пелена, которая мешала ясно увидеть цель и путь к ее достижению. Тренер не учит своего ученика, скорее он заставляет его думать. Еще Сократ говорил о том, что не может никого ничему научить, он может лишь заставить думать. Именно по этому, Сократ считается родоначальником современного коучинга, хотя в его время, эти идеи не получили должного внимания и не были так распространены, как в современном мире.
Методики коучинга представляют собой специфическое консультирование. При этом, клиенту дается как бы толчок к движению вперед, и определяются правильные пути этого движения. Круг задач решаемых методиками коучинга очень широк. Они могут применяться как к отдельной личности, так и к группе сотрудников или партнеров. Во время коучинга, раскрывается потенциал человека, повышается его личная эффективность и коэффициент полезного действия. Методики коучинга состоят из целого набора специфических приемов, помогающих добиться максимального результата за кратчайший отрезок времени.
В процессе коучинга разрушается множество устоявшихся стереотипов, которые замещаются правильными взглядами и эффективными привычками, способствующими личностному росту и быстрому достижению намеченной цели. Такая ломка стереотипов, естественно, вызывает определенное психологическое сопротивление, со стороны клиента. Задача тренера, свести это сопротивление к минимуму, а ломку стереотипов, сделать незаметной и безболезненной. Участник коучинга должен как бы сам прийти к новому видению событий и их оценки. Человек не может продвинуться вперед, до тех пор, пока сам не приложит к этому усилий. Ни один тренер, не сможет научить своего ученика ничему, без желания и действий последнего. Не следует забывать о том, что под маркой коучинга, часто скрывается шарлатанство, в то время, как качественный коучинг, позволяет окупить в пять раз затраты на тренинги, повышением эффективности последующего труда.