Загадка цветов тюремных каст в россии, от наших пользователей
Если взять за основу гипотезу происхождения и укоренения тюремного и воровского законов в 30-х и 40-х годах ХХ века, то можно считать, что и цветовая типизация мастей осужденных в советских (российских) МЛС начинается именно с этого периода времени.
Почему именно кошка (кот) и обязательно черная? У профессиональных воров существовали татуировки, обозначающие их статус — трефовый или пиковый тузы (эти карточные масти, как известно, черного цвета) либо изображение черного кота (аббревиатура КОТ расшифровывается как «Коренной Обитатель Тюрьмы») в различных вариациях, подтверждающих ту или иную воровскую специализацию или же иерархическое положение в криминальном мире. Доктор психологических наук, заслуженный работник МВД СССР Виктор Пирожков, писал в своем исследовании «Законы преступного мира молодежи», что значение черного цвета органично вписывается в систему условной схематизации, которой отличаются все воровские понятия как таковые — это обозначение «темной жизни» и МЛС как такового. На контрасте белый цвет символизирует позитивные ощущения, связанные со свободой.
Этимологически и, в некоторой степени, идеологически (по воровским понятиям) термин «серый», толкование которого в 1927 году приводил Сергей Потапов, совпадает по своему значению с цветовой характеристикой касты «мужиков». «Мужики» — это основная категория заключенных в МЛС, и ее представители не стремятся вознестись по воровской иерархической лестнице, не идут на услужение к администрации, но и не опускаются до низов — самой презираемой категории осужденных.
Советский и российский геральдист Вильям Похлебкин считал, что термин «голубой» применительно к обозначению представителя однополых сексуальных отношений между мужчинами появился в конце 1980-х. Прежде же подобная типизация групп (военных формирований) людей применялась с XVII века — «Голубые бригады» наемников в Европе, «голубые» корпуса и «Голубая дивизия» СС в советско-финской и Великой Отечественной войнах, «голубые каски» ООН потом. Также термин «голубой» издавна использовался как ироничная характеристика чувств и устремлений — «смотреть голубыми глазами» (наивно), «блюдечко с голубой каемочкой» (получить нечто даром, без труда).
Известный советский и российский сексолог Игорь Кон полагает, что этимология слова «голубой» еще недостаточно изучена. Нельзя с уверенностью сказать, продукт ли это криминальной субкультуры либо наоборот, данный термин привнесен в нее извне. Во всяком случае, группа современных авторов — врач-психиатр Александр Борохов, кандидат медицинских наук Дмитрий Исаев и врач-сексопатолог Александр Столяров в своей работе «Социально-психологические факторы гомосексуального поведения у заключенных» приводят данные о том, что у осужденных на самом деле в ходу совершенно другие дисфемизмы, обозначающие статус представителей этой низшей касты осужденных.
«Козлами» начали называть «сук» (к концу 1950-х такой статус имели не только низвергнутые со своего статуса воры в законе, но и просто пособники администрации тюрьмы). «Козлы» имели красные нарукавные повязки, обозначающие, что они принадлежат к лагерному активу.
Советский и украинский исследователь тюремной субкультуры Александр Кучинский дает более конкретное объяснение, как и когда в МЛС СССР появились так называемые «козлы» («красные») — активные помощники тюремной (лагерной) администрации и почему их классифицировали именно по такому цвету. Это 50-60 годы ХХ века, время, когда уже прошла масштабная кампания по насильственному развенчиванию воров в законе, инициированная руководством советской пенитенциарной системы.
Войти, используя:
«Черная» масть — это блатные. Как правило, именно им принадлежит власть в МЛС. Черный цвет масти, судя по историческим данным, также прочно вошел в систему колористической типизации данных представителей отечественной криминальной субкультуры в 40-50 годах прошлого века: банда Ивана Митина, которую впоследствии братья Вайнеры в своей «Эре милосердия» окрестили «Черной кошкой», действовала именно в начале 1950-х.
В словаре Потапова есть только два цветовых определения статусности представителей тюремного мира, которые корреспондируются с укрепившимися позже в воровской идеологии понятийными колористическими обозначениями — «краснушка» и «серый». Примечательно, что в аналогичном словаре Василия Трахтенберга (1908 год) таковые многозначные слова («цветовые» характеристики) не встречаются вовсе. «Краснушка» у Потапова обозначает «агент ТО ОГПУ», а «серый» — «неопытный» (имеется в виду преступник).
Историк отечественной криминальной субкультуры Виталий Лозовский считает, что «серый», нейтральный, цвет масти «мужиков» объясняется именно этим невмешательством — «мужику» чужды воровские амбиции. В выяснение отношений между блатными он, как случайный человек в МЛС, не вмешивается, но тюремный закон соблюдает. Иногда эту масть еще называют «синей» из-за цвета арестантской робы, которую выдают осужденным.
Советский криминалист Сергей Потапов, пожалуй, первый из сотрудников НКВД СССР составил классификацию тюремных понятий «блатной музыки» (воровского жаргона). В 1927 году, когда Потапов издал для ведомственного пользования данный словарь, он служил начальником научно-технического отдела ОУР ЦАУ НКВД.
Источник: http://murkashop.ru