Забытый ямал часть первая города, обновление

Опубликовано: 13.1.2018
забытый ямал часть первая города

Еще до освоения этих земель русскими это была богатейшая страна со своей собственной самобытной культурой и развитым промыслом. Считается, что именно о ней писал автор «Повести временных лет» в 1096 году в «Сказании о полуночном царстве». Кроме того, очертания Мангазеи нанесены на карты знаменитого английского дипломата Антона Дженкинсона, который в XVI веке делал несколько отчаянных попыток составить самую подробную карту России. Кстати, по некоторым данным, именно Дженкинсон назвал эту страну «златокипящей» — пушнина, которая ценилась на вес золота, здесь наличествовала в избытке.

Причастность жителей Надымского городища к деятельности полярных пиратов подтверждается многими фактами. Место для города выбрано неслучайно: Надым был значимой судоходной артерией, неподалеку проходили торговые пути в «золотоносную» Мангазею. Кроме того, настораживает и строительный материал, из которого были скроены жилища. При тщательном анализе выяснилось, что это не что иное, как корабельная обшивка, которой обивали суда того времени. Кроме того, в вечной мерзлоте археологи обнаружили и другие артефакты — сетчатые подвески, предположительно относящиеся к XI-XII векам (ранее такие находили лишь на раскопках Древнего Новгорода), подковы, ключи и замки от сундуков… В общей сложности – тысячи артефактов. Так что версия о пиратском поселке весьма вероятна.

Отличаются и памятные даты. Например, христианский Ильин день — один из главных праздников ненцев. «Каждый год 2 августа мы идем на реку отмечать священный праздник Таер яля, — рассказывает мне сотрудник центра национальных культур Надыма, ненка Серафима Анугуричи. — Там мы общаемся с богами и просим, чтобы они принесли благополучие ненецкому народу. Там, на реке, есть специальное место, где наши предки веками приносили жертвы духам. Для того, чтобы не потерять эту связь с покровителями нашего народа, мы и стараемся сохранить капища и культовые сооружения. Это позволяет нам не забывать свою собственную культуру и традиции».

Но разобраться можно и не успеть. Городок постепенно разрушается природой. Его подтачивает русло реки Надым. То, что археологи успели обнаружить его – большая удача, лет через двадцать этого могло бы и не произойти. Если в ближайшее время не построить комплекс защитных сооружений, городище попросту снесет рекой, утверждают сотрудники ООО «НПО «Северная археология-1».

Централизованное освоение «Полуночного царства» началось в 1600 году, когда Борис Годунов направил сюда сотню стрельцов и казаков. Однако по пути они подверглись нападению «воровской самояди» и чуть было не потеряли весь отряд убитыми, но как-то сумели добраться до реки и заложить острог. Впоследствии им на помощь выслали более крупный отряд, и с тех самых пор началось активное строительство города, которое продолжалось около двадцати лет.

Немало заинтересовала ученых и религия жителей городища. Помимо различных хозяйственно-бытовых приспособлений, в поселении обнаружили жертвенное место для костра, вокруг которого в несколько рядов были выложены черепа убитых оленей. Но больше всего шума наделала маленькая статуэтка «рогатого духа». Ее нашли научные сотрудники музея истории и археологии Надыма. Идол символизирует рождение, смерть и последующую судьбу человека: после смерти человек уходит под землю, потом становится пауком, а затем по ветвям деревьев подбирается к небесной оси, превращаясь в звезду. Но пока исследователям не до конца понятны предназначение странных зарубок по бокам фигурки, ее необычная символика и форма. Есть мнение, что «рогатый дух» служил помощником шамана — с его помощью камлающий мог выбраться из «нижнего мира» и по лестнице из зарубок достичь «мира верхнего». С этим и многим другим еще предстоит разобраться.

Так кого же подстерегали жители пиратского поселения, укрывшись в своем городе-холме? По мнению многих историков, объектом их повышенного интереса могли стать суда, которые направлялись в Мангазею — еще один объект сакральной географии Ямала. Этот город, ориентировочно расположившийся в районе рек Пур и Таз, по праву считался настоящей столицей Заполярья. Известно, что свое название поселение получило в честь местного племени ненцев. В начале XVII века там находились крепость, 200 домов, две церкви, гостиный двор с двадцатью торговыми лавками, хлебные, соляные и пороховые магазины, винный подвал, два питейных дома. В городе, кроме казаков, стояла сотня стрельцов с пушками.

Здесь, на Севере, русская и ненецкая истории находятся в равной степени забвения. Ямал буквально пронизан капищами, таинственными полуразрушенными городами и затерянными в тайге и тундре истлевшими идолами. Какие-то объекты хорошо известны коренным жителям, археологам и историкам, некоторые изучены плохо, а иные и вовсе преданы окончательному забвению. Мода на культурную идентичность возвращается, но на фоне гремящих на всю страну южноуральского Аркаима и старинных храмов Тобольска у многих создается впечатление, будто жизнь на Ямале зародилась лишь в середине XX века, в эпоху промышленного освоения. Газовый фонтан заслонил от обывателя крайне интересную, многовековую историю региона. В силу ряда причин, в том числе экономических, борьба за памятники седой древности ведется очень избирательно. В первую очередь защищают самые значительные объекты. Не всегда, правда, получается.

— С каждым годом городище все больше проваливается в реку. Для того, чтобы его спасти, необходимо провести колоссальные инженерные работы, на это потребуется очень много сил и средств, — делится старший научный сотрудник ООО «НПО «Северная археология-1» Мария Усолкина. – Однажды мы уже провели беспрецедентную кампанию по спасению объекта, укрепили берег реки. Но этого мало, и необходимо либо досконально изучить городище и реконструировать, либо организовать комплексную инженерную работу на объекте, иначе его смоет в реку. Правда, после смены руководства в Надымском районе администрация заинтересовалась проблемой — так что есть все шансы, что археологический памятник удастся сохранить.

Раскопки показали, что место действительно интересное. В XVI-XVIII веках здесь стояло необычное поселение – плотно прижатые друг к другу дома, в которых под одной крышей ютилось до нескольких сотен человек. Издалека такие постройки напоминали скорее холмы, нежели место, где живут люди. Город, идеально замаскированный от посторонних взглядов.

Так, под угрозой исчезновения остается знаменитое городище у берега реки Надым. Его история довольно туманна, но сам объект представляет колоссальную ценность для специалистов. Долгие годы городище, расположенное в шестидесяти километрах от административного центра Надымского района, удивляло только охотников и рыболовов – надымские старожилы до сих пор рассказывают байки той поры. Однако в конце девяностых объект наконец-то заинтересовал археологов, и в район предполагаемого города была снаряжена первая экспедиция.

© Евгений Ревнивцев, Муксун.fm

Для большинства приезжих Ямал — это редкие города и промышленные поселки. Однако за пределами урбанизированных и индустриальных территорий, сдавшихся на милость современной цивилизации, начинается совершенно другой мир. Когда внимательно знакомишься с преданиями местных народов, кажется, что вся жизнь ненцев наполнена удивительным, сияющим чудом. Под сопками, что виднеются на горизонте, живут карлики «сихиртя» — они крадут детей и разводят гигантских земляных оленей. На «большой воде» обитает речной старик Явмал Ирико, покровитель и защитник людей, а на Белом острове расположилось капище бога Сэро Ирико — сурового стража главной богини.

Во времена расцвета Мангазеи в заполярье, невзирая на лютую стужу, собиралось несколько тысяч купцов одновременно. По объёмам ясачного сбора Мангазейский уезд опережал все сибирские города: только в 1629 году, в Москву было отправлено 4500 собольих шкурок стоимостью около 5 000 рублей. В этот же год в казну поступил так называемый десятинный налог «мягкой рухлядью» (пушниной), собранный с мангазейских купцов и промышленников, на огромную по тем временам сумму более 10 000 рублей.

— Участок берега протоки в месте расположения поселения не имеет особых ограничений естественными формами микрорельефа. По всей видимости, в основе планировочной организации городка лежат принцип ориентировки по сторонам света, а именно по летнему ходу солнца (с юго-востока на северо-запад), и мифологические представления о верхе и низе (верховья реки, направление течения). На таком принципе могло быть основано функциональное зонирование и территории террасы, и всего жилого комплекса, — пишет в своем исследовании археолог Олег Кардаш, потративший годы на изучение надымского городка.

В процессе работы, ученые пришли к еще более удивительным выводам. Возможно, Надымское городище – это своеобразный пиратский поселок, жители которого промышляли разбоем и грабежами. А нападали «речные разбойники» преимущественно на торговые суда, идущие к Обской губе.

Подъем быстро сменился упадком: уже в 1677 году Мангазею покинул последний человек. Город был забыт, и его точное местонахождение долго не удавалось установить. До сих пор в академической среде ведутся споры: что же послужило подлинной причиной такого забвения, и какую все-таки роль играл этот загадочный город? Был ли он простым перевалочным пунктом для продажи мехов, или люди там оседали надолго? Все это предстоит еще выяснить.

Источник: http://murkashop.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться