Забавное: действительно ли молодежь мало читает

Опубликовано: 5.10.2018
чтение в современном мегаполисе: действительно ли молодежь мало читает

24 ноября 2017 года Центральная городская молодежная библиотека им. М.А. Светлова, провела семинар «Чтение в современном мегаполисе: действительно ли молодежь мало читает?«, который был посвящен изменениям читательских практик молодежи на фоне усиления позиций сетевой литературы и увеличения объема медиа-контента, потребляемого молодыми читателями. В ходе семинара были рассмотрены разные аспекты читательского поведения современной молодежи и старших школьников, участники могли познакомиться с результатами социологических и антропологических исследований чтения, увидеть проблему глазами педагога-практика, исследователей и библиотечных работников.

Научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки Александра Юрьевна Губанова представила результаты опроса, призванного выяснить объемы и содержание чтения подростков в интернете по предпочитаемым форматам, жанрам, носителю и т.п. Полученные результаты позволяют сделать выводы об увеличении доли чтения подростков в Интернете и в целом «с экрана», при некотором преобладании «бумажной» книги в читательских предпочтениях. Отмечается, что комплектование фондов библиотек должно идти вровень с читательскими предпочтениями и стремиться к сочетанию традиционных печатных форм с другими (электронными, полнотекстовыми и т.д.)

Руководитель Центра городской антропологии КБ «Стрелка» Михаил Дмитриевич Алексеевский представил результаты антропологического исследования чтения в разных городах России, выделив особенности Москвы и подробно остановившись на методике и отличиях антропологического исследования. Во многом ожидаемые результаты были получены в части доступности книг (это перестало быть проблемой), опрошенные противопоставляют чтение «для души» и деловое чтение, классическую и современную литературу. В ходе исследования было выявлено неожиданно скептическое отношение к литературным премиям и критике, размывание иерархии литературы (деление на качественную и литературу низких жанров утрачивает свое значение).

Фотогалерея: www.svetlovka.ru

Главный научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ Елена Станиславовна Романичева обратила внимание участников на специфику восприятия чтения как такового у подростков — многие дети не замечают ценности и объема чтения, даже если объективно очень много читают для учебы (учебники, литература по программе). И отсюда вытекает другая проблема — школьникам часто просто не хватает времени для чтения книг по собственному выбору и «для себя» (т.е. для собственно чтения в их понимании) из-за загруженности в школе и внешкольных занятий. Это является большой системной проблемой, которую необходимо учитывать, когда мы говорим о поддержке и продвижении чтения среди подростков.

Писатель и учитель литературы Алексей Александрович Олейников поделился собственными наблюдениями за чтением учеников старших классов. Во многом предпочтения детей в чтении отличаются от ожиданий и представлений взрослых: выбирая книгу, старшие школьники чаще пользуются рекомендациями друзей, родителей и информацией из сети, ориентируются на тематику книги и ее название, стремятся читать книги, превосходящие их читательский возраст, читают много антиутопий и в целом нуждаются в обсуждении прочитанного. Алексей выделил определенные жанры, конкретных авторов и произведения, которые подойдут для рекомендации подросткам.

Вице-президент Русской ассоциации чтения и заместитель генерального директора ГБУК г. Москвы «ЦБС ЮЗАО» Мария Владимировна Белоколенко познакомила собравшихся с общемировыми трендами в области чтения и результатами исследования, проведенного Русской ассоциацией чтения «Чтение с листа и чтение с экрана». Одна из главных проблем, которая была озвучена в ходе выступления — слабое понимание подростками научно-популярных (учебных) текстов, отсутствие у обучающихся навыка восполнять недостающую информацию (например, в сети Интернет), притом, что методики учителей-предметников не рассчитаны на непосредственную работу с чтением учащихся. Было отмечено, что качественное продвижение в деле развития читательских компетенций во многом зависит от разработки стандартов оценки достижений в области чтения и переориентации на индивидуализацию процесса приобщения к чтению.

Ю.М. Косорукова, ведущий методист ГБУК г. Москвы «ЦГМБ им. М.А. Светлова»

Источник: http://murkashop.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться